|
Дата публикации: 12. 2002
Прислала: Маринкина Татьяна
Источник: Бондаренко В. В., Дроздов Ю. В. "Энциклопедия популярной
музыки". Минск, 2002.
John Lennon
9 октября 1940 г., Ливерпуль (Великобритания) - 8 декабря 1980г.,
Нью-Йорк (США)
Сольную карьеру великий музыкант начал еще в составе THE
BEATLES - 29 ноября 1968 г. вышел его совместный с Йоко Оно альбом
"Unfinished Music No 1 - Two Virgins" (US-124), который пользовался
скандальной известностью из-за того, что на обложке Джон и Йоко были
сфотографирована: обнаженными. 10 декабря 1968 г. состоялось первое
сольное выступление Леннона - в ходе организованного THE
ROLLING STONES шоу "Rock'n'Roll Circus" он исполнил композицию
из "Белого альбома" "Yer Blues".
Следующие совместные работы Джона и Йоко - "Life With The Lions"
(US-174), и "The Wedding Album" (US-178) - успеха не имели
из-за чрезмерной увлеченности авторов звуковыми экспериментами. Однако
сольные синглы Леннона сразу приобрели у слушателей широкое признание
- в 1969-1970 гг. он выпустил "Give Peace A Chance" (UK-2/US-14),
"Cold Turkey" (UK-14/US-30) и "Instant Carma!" (UK-5/US-3).
Все эти песни были далеки от совершенства - так, антивоенная "Give
Peace A Chance" напоминает детскую считалку, к тому же неоправданно
затянута; мелодия "Cold Turkey" очень невыразительна, а аранжировка
песни излишне резка. Но Джон в то время проходил период увлечения "быстрой"
и "спонтанной" работой в студии и, по всей видимости, стремился
именно к таким шероховатым результатам.
После распада THE BEATLES Леннон
пригласил знакомых музыкантов поучаствовать в записи очередного своего
альбома, который вышел в декабре 1970 г. под названием "John Lennon
And The Plastic Ono Band" (UK-11/ US-6). Стилистика диска была
абсолютно некоммерческой: резкие, "правдивые" и "сердитые"
песни ("God", "Mother"), с одной стороны, и тихие,
интимные философские композиции, восходящие к "Julia" 1968
г., - с другой ("Love", "Look At Me"). В альбоме
чувствуется какая-то незавершенность, случайность материала, и вместе
с тем это весьма интересная работа, показывающая подлинное лицо Леннона
- музыканта и мыслителя на рубеже десятилетий.
13 августа 1971 г., записав в Англии материалы к альбому "Imagine",
Джон с женой перебирается в США. "Imagine" (US-1 и UK-1, 30
октября 1971 г.) - самый удачный ленноновский диск; на нем заметно некоторое
облегчение саунда, сглаживание острых углов музыки экс-битла. Джон поет
о любви и мире без границ ("Imagine", US-3/UK-1, 10 января
1981 г.), о своей ненависти к политикам ("Gimme Some Truth"),
нежно обращается к Йоко ("Oh My Love"), высмеивает сольное
творчество Пола Маккартни ("How
Do You Sleep?"). В записи диска Леннону помогали Джордж
Харрисон, Ники Хопкинс, Джим Келтнер, Алан Уайт, клавишник из THE
MOODY BLUES Майк Пиндер и группа BADFINGER.
В 1972 г. Джон и Йоко принимали активное участие в политической жизни
США, выступали с "песнями-листовками", которые затем были
признаны самим автором неудачными. Двойной альбом "Some Time In
New York City" занял только 48-е место в хитпараде, и Леннон принял
решение вернуться к стилистике "Imagine". С некоторыми вариациями
она доминирует на альбомах "Mind Games" (US-9/UK-13) и "Walls
And Bridges" (US-1, 16 ноября 1974 г./UK-5), однако ровными эти
работы назвать трудно. Успех второго диска во многом обеспечила коммерческая
диско-композиция "Whatever Gets You Through The Night" (US-1,
16 ноября 1974 г.), записанная с участием Элтона Джона. Отчасти творческий
кризис этих лет можно объяснить напряженными отношениями с женой; примирение
с Йоко состоялось 28 ноября 1974 г. В этот же день Джон в последний
раз выступил на сцене.
В 1975 г. вышел альбом кавер-версий классических рок-стандартов "Rock'n'Roll"
(US-6/UK-6), хит-синглом на котором стала композиция Бена И. Кинга "Stand
By Me" (US-20/UK-30). Это была одна из немногих на тот момент попыток
"оживить" старый рок-материал (раньше вышли выполненные по
той же схеме альбомы Фрэнка Заппы "Cruisin' With Ruben And The
Jets", проекта THE BUNCH "Rock On", Брайана
Ферри "These Foolish Things", Дэвида
Боуи "Pin-Dps" и Нильссона "Pussy Cats"). Летом
1975 г. Леннон помогает Дэвиду Боуи
в работе над альбомом "Young Americans", а затем на 5
лет уходит из музыки, целиком посвятив себя семье. (Репетиционные записи
этого периода вошли в "Антологию".)
29 ноября 1980 г. состоялся камбэк экс-битла в рок - вышел совместный
с Йоко Оно альбом "Double Fantasy" (US-1, 27 декабря 1980
г. - UK-1, 7 февраля 1981 г.), который показал, что композиторский дар
в Ленноне окреп - песни "Woman" (UK-1), "Watching The
Wheels" (US-10/UK-30), "(Just Like) Starting Over" (US-1/UK-1),
"I'm Losing You" могут быть отнесены к высшим достижениям
Джона. К несчастью, альбом "Double Fantasy" оказался последней
работой Леннона - 8 декабря 1980 г. он был убит у своего дома в Нью-Йорке
душевнобольным поклонником THE BEATLES.
После гибели Джона его вдова издала еще несколько альбомов, составленных
из неиспользованных студийных версий, концертных записей и интервью.
ПоклУZникам ЛеннУYа будут особенZУ интересны альбомы 1984 и 1986 гг.,
а также "Антология", вышедшая на четырех дисках в 1998 г.
Две незавершенные песни Джона - "Free As A Bird" и "Real
Love" (изначально "Real Life") - легли в основу новых
студийных записей THE BEATLES,
вышедших в 1995-1996 гг.
Говорить о продолжении ленноновской традиции в поп-музыке сложно, так
как концепция сольного творчества Джона была весьма необычной и время
от времени видоизменялась. По крайней мере, "внешнее сходство"
с песнями Леннона обнаруживают отдельные произведения сыновей Джона
- Джулиана и Шона Леннонов. Что
касается прямых и скрытых музыкальных цитат из наследия Леннона, то
им нет числа. В 1999 г. по опросу среди читателей британского еженедельника
"New Musical Express" Леннон был признан лучшим рок-вокалистом
всех времен и народов, а титул лучшей рок-композиции заслужила его композиция
"Imagine" (1971).
|
|