|
Дата публикации: 01. 2004
Прислал: Ad
Источник: Play #8, 2003
Русская народная группа
Проблема всякого, кто сегодня собирается написать о группе Deep
Purple, заключается в следующем: в России ВСЕ знают про Deep Purple
всё. И тем не менее писать надо. Что и сделал Артем Липатов.
В пределах двух щелчков мышью и трех подъездов по соседству обязательно
найдется знаток творчества группы Deep Purple гораздо лучший, чем автор
этой статьи. Однозначно.
Сайты, форумы, сообщества торговцев бутлега-ми, поклонники первого состава,
сторонники Блэкмора, адепты Лорда и даже один человек, тихонько шепчущий,
что "с Джо Линн Тернером они тоже были ничего себе" - тихонько,
чтоб не побили... А еще граффити. В отличие от прочих форм этого великого
народного волеизъявления, надпись Deep Purple на стенах и заборах встречается
немногим реже, чем Главное Граффити России - да-да, то самое, трехбуквенное.
С ума сойти. Тем не менее для материала об этой группе снова требуется
журналист-автор. О другом не попишешь.
Прежде всего потому, что Deep Purple на протяжении вот уже тридцати
лет - главная группа нашей страны. Этому можно не верить, можно с этим
спорить, можно просто слушать Radiohead, но сделать с этим ничего нельзя.
Факт остается фактом - наши меломаны в какой-то момент перескочили с
психоделического биг-бита "Сержанта Пеппера" прямо в самый
что ни на есть хард-рок. Спрашивать у среднестатистического советского
меломана в середине 70-х годов, кто такие Grateful
Dead, было бесполезно. Deep Purple знали все. В Лондоне богом называли
Клэптона, в СССР просто молчали,
потому что и так было ясно: "мужики как на подбор, с ними дядька
Черномор". Блэкмор, вы поняли? В чем здесь секрет? Да скорее всего
в том, что в России в шкале вечных ценностей куда выше стояли твердая
мужская рука и крепкий удар, чем отвлеченные философствования. То есть
философствовать можно - за стаканом, но до определенного предела, за
которым как раз и наступает черед мужской руки и того самого крепкого
удара. Куда тут калифорнийским психоделикам! Даже московские хиппи конца
семидесятых, и те слушали Deep Purple...
Впрочем, пройдемся-таки (последний раз! по многочисленным просьбам публики!)
по вехам. Коротко и емко. Итак: 1968-69, первый состав (Ричи
Блэкмор, певец Род Эванс, органист Джон
Лорд, барабанщик Иэн Пейс и басист Ник Симпер). Очевидно, что у
руля - Лорд с его тягой к баховскому органу и помпезности. Однако все
это мало напоминает тот Deep Purple, который мы знаем и любим. Видимо
поэтому Симпер и Эванс покидают группу. 1969-73 (оставшееся трио + вокалист
Йен Гиллан и басист Роджер
Гловер). Золотые годы состава, определившийся саунд, взвесь лордовского
органа и блэкморовской гитары - уже на равных. Группа обретает свой
истинный голос в лице "христососуперстарного" Гиллана.
Пластинки, гастроли, пластинки, гастроли, максимум хитов, один другого
хитовее. Но - напряжение, конфликты; вокалист с басистом как пришли,
так и ушли. 1973-75 (приходят вокалист Дэвид Ковердейл и басист Гленн
Хьюз). Новый певец делает все, что хочет перетянувший на себя одеяло
лидера гитарист, но с Блэкмором
конфликтует новый басист, которого тянет в сторону фанка и соул-музыки.
Ричи, чей скверный характер давно уже притча во языцех, говорит, что
хочет уйти - и уходит. 1975-76 (нового гитариста зовут Томми
Болин). В рядах поклонников - паника: ну как может пришлый американец
с сомнительным джаз-роковым прошлым заменить Самого?! Они не принимают
самый недооцененный альбом группы, записанный с Болином
(пластинку, отмечу, очень небанальную и свежую). Гитарист тем временем
переходит практически целиком на героиновую диету, срывает гастроли,
увольняется - и вскорости умирает... На этом первый этап существования
супергруппы заканчивается - причем как нельзя более своевременно: практически
у всех участников активно (правда, с разной степенью удачи) развиваются
сольные проекты, а чисто исторически акценты внимания смещаются в сторону
панка и новой волны...
1984-94, возрождение классического состава с последующими вариациями.
Камбэк по полной программе, мощная пластинка "Perfect A Strangers"
(с абсолютно еврейским проигрышем Блэкмора
в песне "Поцелуй цыганки"!), чуть менее удачная следующая,
новый этап борьбы за одеяло. Опять уходит Гиллан,
приходит Джо Линн Тернер (вокалист блэкморовского (Rainbow),
поклонники сильно нервничают. В конце концов уходит Блэкмор,
и некоторое время в группе играет шлифовщик грифов по имени Джо
Сатриани. 1994-настоящее время (новая стабильность). Кто бы мог
подумать, что очередным положительным фактором для Deep Purple станет
окончательный уход гитариста со скверным характером? А вот пришедший
на его место Стив Морз устаканил
ситуацию, принципиально отказавшись от манеры предшественника, чем поначалу
расстроил фанатов - но только поначалу. И пластинки пошли одна крепче
другой - что "Purpendicular", что "Abandon". Лорд
стареет, хворает; похоже, он просто устал - немудрено! Его все чаще
подменяет Дон Эйри из Rainbow...
Вот, собственно говоря, и все. То есть - было все до недавнего времени,
пока не стали просачиваться слухи о выходе нового альбома Deep Purple.
Удивительно, как эти люди умудряются так красиво стареть? Откуда в них
эта потрясающая витальность, умение вести себя так, что их нисколечко
не жалко - наоборот, есть чему позавидовать! Благородные седины, уверенность
рук, а главное - нежелание клонировать самих себя. Случай Deep Purple
служит превосходной иллюстрацией этому тезису: все последние работы
группы - продолжение взятого некогда курса, а вовсе не топтание на месте.
Велик ведь искус почивать на лаврах, таких мягких, удобных, регулярно
поставляемых как старыми, так и новыми поклонниками и подкрепляемых
бесконечными гонорарами от новых переизданий старых работ... Но нет,
каждый новый диск дышит свежестью, от каждой практически песни веет
настоящим и живым. Вот и с альбомом "Bananas" дело обстоит
именно так. Перед нами - результат деятельности людей, прошедших искушение
всем, чем только можно, тем, что нам никогда и не снилось, людей взрослых,
умных, обладающих изрядным чувством юмора и умеющих жить в гармонии
с собой и миром. Да, чуть не забыл - они и к самим себе относятся со
здоровым скепсисом, что отлично видно на концертах. Результат этот абсолютно
узнаваем (зачем, действительно, рядиться в чужие одежды?!), но насыщен
несколько иными, новыми красками. Пожалуй, это один из самых оптимистических,
не сказать веселых, альбомов группы, в котором, впрочем, нашлось место
и лирике-романтике, и вдумчивым инструментальным партиям, и некоторой,
свойственной возрасту группы, затаенной печали... Впрочем, "ребята
ловят свой кайф", - так когда-то пел, правда, про других людей,
один наш соотечественник. Вот и Deep Purple совершенно очевидно получают
огромное удовольствие от того, чем занимаются - а это ли не залог того,
что "темно-лиловые" не устареют даже тогда, когда окончательно
состарятся? Пусть и немного будет в истории хард-рока "великолепных
стариков". Пока что их, пожалуй, больше в блюзе, среди бардов и
адептов этники - что ж, у любимой группы российских меломанов есть великолепный
шанс стать одними из первых.
|
|