|
Дата публикации: 12. 2002
Прислал: Ad
Источник: FUZZ #12, 2001
"Искусство быть взрослым" - интервью с Вадимом
Курылевым (2001)
Позаимствуем у Джими Хендрикса его слова о себе - "almost addicted
to music" ("помешан на музыке"). Это так похоже на Вадима
Курылева. В DDT он получил свою роль в 1987 году, и до сих пор "привносит
в группу живое гитарное начало", и еще выкраивает время для сольных
проектов, удивляя слушателей своим музыкальным непостоянством. На соседней
с DDT параллели он веселился с друзьями в ДУБАХ-КОЛДУНАХ, заигрывался
гитарным поп-роком, взрослел, что-то постигал, складывал новую экзистенциальную
картинку внутри себя, пока не появился на свет "Дождаться Подо"
- четвертый альбом, пронизанный гитарами, психоделикой, Петербургом.
Главное, именно в сольном творчестве Вадим предоставлен сам себе в экспериментах
с гитарным звучанием. Его любимая "Musicman" верно служит
традициям рок-н-ролла.
"Дождаться Годо" записывался в период с 1997 по 2001 год.
Из-за занятости в DDT, гастролей и прочего работа над материалом постоянно
замораживалась до следующего подходящего момента. "В прошлом году
DDT уехали со своей точки на Тамбовской улице, и полгода мы были без
помещения. Это был сложный период", - говорит Вадим. Он делал альбом
вместе с коллегами из DDT. Бас - Павел Борисов, барабаны, в некоторых
песнях, Игоря Доценко, в остальных - Николай Першин (экс-НЭП), звук
- Александр Бровко и Игорь Сорокин. Вадим задумывал альбом "тяжелым,
мрачным, депрессивным и занудным". Такими красками передаются два
главных образа в альбоме: "Первый - город, второй образ - человек
в этом городе. Это ощущение одиночества личности в мегаполисе. Человек,
живущий в деревне из десяти дворов, так одиноко себя не чувствует. Чем
больше вокруг людей, тем больше одиночества. Непонятно, что вообще происходит,
для чего люди живут. А это очень важный вопрос". Есть песни, которые
сочинялись во время прогулок по старой части Петербурга. Его излюбленный
маршрут - от площади Восстания по Невскому до Фонтанки и Летнего сада,
через него на набережную Робеспьера до Дворцового моста. "Дальше
я почему-то не иду. Сворачиваю на Дворцовую площадь и на Невский".
Мечта Вадима - обзавестись жильем с видом на Неву. Альбом "Дождаться
Годо" он называет литературным роком: "Это наш такой термин
внутриDDTвский. В последний период он у нас возник сам по себе и очень
понравился, потому что достаточно точно характеризует то, что мы стараемся
делать. И в DDT, и то, что я сам делаю". Музыкальный аспект: "Там
очень много от панка, от психоделического блюза конца 60-х. Я люблю
тот хард-рок, который был до 70-го года в Англии и немного в Америке.
Психоделический блюзовый хард-рок, самое начало. Это IRON
BUTTERFLY, CREAM, Джими
Хендрикс. Не DEEP PURPLE,
NAZARETH, IRON
MAIDEN, - это уже другая эпоха".
Интервью с Вадимом делалось по телефону, так как в это время DDT с
программой "Единочество" концертировали по Уралу и Поволжью.
Вадим Курылев: Об альбоме. Мы хотели просто поиграть то, что
нравилось на тот период. Но любой проект должен быть воплощен в альбом,
иначе его как бы и не было. Петь мелодичные песни, попадать под ярлык
"поп" мне не хотелось. Пусть меня сто раз назовут заплесневелым
русским говнорокером, только бы никому не пришло в голову назвать меня
поп-исполнителем. У истоков этого проекта также стоял и Никита Зайцев.
Многое было рассчитано на его участие. К сожалению, Никита успел с нами
сделать не так много, хотя дал колоссальный заряд концептуальной психоделики,
склонность к блюзовому звучанию. Так и получилась - смесь психоделического
хард-рока с романтическим панком и слегка индустриализированным блюзом.
Альбом выходит только сейчас, спустя два года после того как мы начали
выступать с этой программой в питерских клубах. Конечно, сейчас мы бы
многое сделали по-другому. Хотелось все же зафиксировать ту программу,
тот творческий период, тот кусок жизни.
У меня сейчас такая гора с плеч свалилась! Столько нервов и сил отдал
этому альбому. Сейчас я немножко отодвинул личные творческие дела, потому
что у нас идет очень важная работа над альбомом DDT. Турне, а после
Нового года мы будем записывать альбом большой, двойной. И я не хочу
разрываться на два фронта. А то получится не там и не там. Надо полностью
отдаваться тому, чем занимаешься.
В DDT поэт - Юрий Шевчук. При написании собственных песен его материал
не давлеет над вами?
Вадим: Песни я начал писать задолго до знакомства с Юрой и его творчеством.
Как автор, я нахожусь несколько в другой плоскости, чем он. Хотя эти
плоскости кое-где пересекаются, просто не могут не пересекаться. Конечно,
Юра оказал на меня огромное влияние и как на музыканта, и как на автора
песен. Но не меньшее влияние на меня оказал, например, Джон
Леннон. Мне же не надо делать усилие, чтобы понять, что я не Джон
Леннон. Я не считаю себя частью DDT, скорее, DDT - часть меня. Может
быть, лучшая часть, но все же не единственная.
А вы помните свою первую песню?
Вадим: Я написал ее в 16 лет, с собственным текстом. До этого я
писал песни на стихи своих друзей и просто известных поэтов. Эта песня
называлась "Лабиринт", очень упадническая и безнадежная по
настроению, полный декаданс. Моим бывшим одноклассникам она нравится
до сих пор.
Как вы понимаете программу DDT "Единочество"?
Вадим: Индустриальная тема "Мира Номер Ноль" здесь уже
почти не слышна. Стены рухнули, осталась земля, небо и человек между
ними. Человек-космос. Но космос - не равномерно бесконечный, а ограниченный
плоскостью, на которой стоит. Это космос земной природы. Перед тем,
как приступить к репетициям, Юра настоял, чтобы мы все приехали к нему
на дачу погостить. К сожалению, я заболел и не смог поехать. Думаю,
что смысл этой поездки был в том, чтобы все хоть немного почувствовали
и поняли это ощущение лесного "единочества".
Вы верующий человек?
Вадим: Я разделяю для себя понятия вера и религия. Не считаю, что
в мире есть хоть одна стопроцентно совершенная религия. Это все культурные
традиции. Человечество не может существовать без религий, так же как
и без искусств. Смешение мировых культур приведет в конце концов и к
смешению религий, наверное. Может быть, это произойдет на основе одной
из ныне существующих.
Я не имею обыкновения обращаться с мольбой или с просьбами к небесам,
мне кажется, это слишком примитивная схема. Все гораздо сложнее. Пожертвованиями
на храм нельзя купить себе место в раю.
DDT не раз бывали в Израиле...
Вадим: Израиль для меня не является каким-то особым культовым местом
на Земле. Все поездки туда дали мне не больше духовного, чем одна поездка
в Белград весной 99-го.
Какое чувство вызывает у вас современная Россия?
Вадим: Чувство надежды. Честно говоря, еще лет 5 назад страна производила
более удручающее впечатление. Сейчас видно, что все движется в более
или менее правильном направлении. Может быть, это и не совсем объективно,
но, мне кажется, что в нашем взгляде из окна автобуса есть некая правда,
незамыленность мнения. Мы вечные путешественники и наблюдатели. Нам
есть с чем сравнивать.
"Дождаться Годо" - альбом взрослого человека. Вам 37.
Имеет ли возраст значение?
Вадим: Конечно, в молодости легче жить. Все тебе все прощают. И,
главное, сам себе прощаешь. Когда становишься старше, то теряешь право
совершать ошибки и делать глупости. Это самое тяжелое приобретение взрослости.
Закончив альбом, я вдруг понял, что повзрослел окончательно. И, видимо,
это прощание с молодостью, оставшейся в XX веке. Вообще мы все еще не
поняли, что вместе с веком закончилась рождественская сказка для человечества.
Большинство населения планеты не сомневалось, что доживет до следующего
века, а теперь все постепенно осознают, что до XXII не доживет никто.
Наступили суровые будни. Светлое будущее улетучивается на глазах. Поэтому
и ценности меняются резко - чем дальше, чем резче. Поп-музыка стала
жестче в своей попсовости, увереннее в позиции, рок стал музыкой на
любителя, почти как джаз. Гибнет ли искусство вообще? Нет, не гибнет.
Оно притаилось, чтобы разобраться в новой обстановке и взорваться с
новой силой в новом виде. Теперь уже понятно, что XX век прошел под
знаком "Черного квадрата" Малевича. Что станет символом нового
века - мы пока не знаем, и вряд ли узнаем. Хотя начало новой эры искусства
я еще надеюсь увидеть. Время и мода - несколько разные понятия. Если
я узнаю, что что-то стало модным, оно начинает терять интерес для меня,
потому что уже принято всеми, а значит, лишено вкуса нераскрытости и
недопонятости. Надо стремится быть не модным, а существенным, важным.
Никогда не пройдет мода на то, что хорошо, в чем есть душа и интеллект.
"Судьбы И Стены" - самая красивая песня...
Вадим: Меня обвиняют в том, что это похоже на Гребенщикова.
Хотя такой жанр - бобдилановский, балладный - не сам БГ
придумал. Другое дело, что песня - городская, питерская. Ну, что делать,
я тоже люблю Дилана и Петербург.
"Асфальтовый Ветер" получилась немного пафосной, я так, спустя
время, думаю. "Беглец" - самая ранняя песня, написана сразу
после записи альбома "Булавка Для Бабочки". Стилистически
она выпадает из новой пластинки, такой гитарный поп чистой воды - не
хотелось грустно заканчивать альбом. Меня порадовал номер "Старые
Сны", в последний момент его записали. На мой взгляд, его не хватало
- там я просто читаю стихи. Рок-н-ролльная "Конец, Света",
припанкованная с мрачноватым юмором. "Харакири" - песня обо
мне, о том, что человек ради рок-музыки готов отдать все - и силы, и
здоровье, фактически сделать себе харакири.
"Белая Песня" - самая личная?
Вадим: Все мои песни личные в одинаковой степени. Нет ни одной полностью
обо мне или не обо мне. "Одиночества век" - строчка посвящена,
скорее, Маркесу. Это книга - первая, по настоящему потрясшая меня. Еще
некоторые книги стали для меня эпохальными - "Замок" Кафки,
"Степной волк" Гессе и "Хазарский словарь" Павича.
В предварительных черновых записях "Белой Песни" была скрипка
Никиты Зайцева. Длинный психоделический проигрыш. Диалог гитары моей
и его скрипки. Но, к сожалению, по техническим качественным параметрам
ставить в таком виде песню в альбом я побоялся. Но запись эта существует
и, я думаю, ее ждет судьба быть изданной как бонус-трек где-то, как
редкая запись. Если бы я был более авторитетен и знаменит как сольный
исполнитель, я бы не побоялся, наверно, в таком качестве ставить песню
в альбом. Если бы эта была песня DDT, наверное, это так бы и произошло.
Строчка "Босиком на Луне и в парижском туннеле..."
Вадим: Честно говоря, я не любитель разбирать построчно собственные
песни. Стихи - не информация, а чувства - краски на холсте. Разве для
того, чтобы оценить и почувствовать картину, надо знать, в какой лавке
куплена какая краска?
А вот ваша цитата из гостевой книги - "Любить - это наука,
быть любимым - это искусство". В искусстве вы допускаете вариант
везения?
Вадим: Нет. Искусство - тяжелый и упорный труд, необходима достаточная
сила духа, а часто и просто физическая выносливость. Везение тут почти
ни при чем. Не знаю ни одного великого творца, которому просто повезло.
Так не бывает. Если же говорить о поп-конъюнктуре, коммерческой музыке,
то, конечно, без везения никак нельзя. Это действительно рулетка для
исполнителя. Но... это и не искусство.
NADINE
|
|