![]() |
€нформационный ресурс мировой рок-культуры | |
![]() |
![]() |
|
Главное Меню
|
Б.Г. и группа АКВАРИУМ: статьи |
Группы и Исполнители:
|
![]() |
Дата публикации: 08. 2002
Самый быстрый самолетМне нравятся новые песни Бориса Гребенщикова. У него всегда сохраняется свой стиль полета: самый быстрый, самый легкий. Постоянно поддерживая свой воздушный образ песням о летчиках, самолетах и прочих летающих объектах, БГ лишается приземленности, он приветливо смотрит на нас с неба, а мы машем ему рукой. И можно было бы искать перепевы старого, попрекать и за излишнюю частушечность
и за относительную музыкальную неизобретательность, но АКВАРИУМ находится
на такой недостижимой высоте, что значимость и глобальность придает
вес всему, что делает Борис Гребенщиков. И некоторая тяжеловесность
новой лирики - следствие времени, сейчас гораздо менее обыденного, но
и менее романтичного. Приятные мелодии, вызывающий массу чувств и возможностей
толкований текст, часто ироничный, иногда точный, а иногда и натужный
- тогда он совершенно мимо. Попытка спрятаться за нагромождением текста
- это боязнь быть пойманным, идентифицированным. И внешняя дисгармония
текста только создает ощущение случайности. Вдохновение мое Странное дело: один пыжится, старается, из кожи лезет, уж и поклонников куча, фанов армия, другой - и так, и сяк пытается, и богаты, и здоровы, но что-то держит ту дверку, за которой свет и совершенство, все они с этой стороны и никогда не пролезут туда, куда Борис Гребенщиков проходит небрежно, может, даже как-то нехотя. Совершенно не понимаю, почему ему удается между делом создать то, что всем остальным вместе взятым в силу узости своей и рок-н-ролльной кондовости и не представить. Как одним небрежно брошенным словом можно выразить то, над чем наш бедный рок-н-ролл рубится, ломает копья и производит впечатление совершенно недоразвитого. В нашем полку все камикадзе... Когда Советская власть еще несколько лет назад предлагала молодым,
независимым и талантливым людям такой способ самовыражения, как рок-н-ролл,
тогда альтернатива была проста: ты "наш" или нет, ты бодрила-комсомолец
или "слегка пьян". Появись "гребенщиков" сегодня,
когда для него открыты все пути, кем бы он стал? Министром иностранных
дел, депутатом, директором банка, руководителем службы безопасности?
И пел бы дома в кругу друзей свои песни, рассматривая их как некую забаву,
коей не следует посвящать много времени, отрываясь от важных дел? Или
же он как отстраненный созерцатель так и не смог бы быть служащим...
Правда, формированию такого явления, как БГ, помогла Советская власть,
заставляющая людей порядочных находить творческие возможности существования
вне той системы. Сейчас же мало кто из талантливых молодых людей будет
десять лет вынашивать альбом, пытаясь существовать домашними концертами
и случайными приработками, сейчас легко можно реализоваться в любой
другой области - так кто из молодых готов пострадать немного ради такого
пустого ныне звука как.... Мумии всех моих близких друзей Как-то БГ сказал, что АКВАРИУМ - это музыка для группы, а БГ-БЭНД -
группа для музыки. Сейчас это снова АКВАРИУМ. Несложные, но безответственные
наблюдения позволяют вычислить некую систему в упоминании названия группы:
если есть Титов в группе - группа называется АКВАРИУМ, нет Титова -
Б.Г. или БГ-БЭНД. Песни для подземных переходов Честно говоря, казалось, что недостаток репетиций БГ пытался компенсировать
пласковостью и жалостливостью. Этот настрой настолько близок музыке
подземных переходов метро, что порой становилось даже неудобно. И хотя
песни мне понравились, но поддостало нытье и особенно частушки. Мне
кажется, что не стоит Борис Борисычу переквалифицироваться в куплетисты
(см. Джерома К. Джерома). Также в первый раз в новых песнях отчетливо
прослушивались 'Русская Нирвана-2, вариант грустный", "Не
пей вина, Гертруда-2" и парочка блюзов "Козлы-2" и "Козлы-3". Спиноза против Гребенщикова Спиноза. "Этика": "Свободный человек ни о чем так мало
не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти,
а о жизни" Дайте мне холст... В марте открылась совместная художественная выставка Бориса Гребенщикова и Виктора Тихомирова. Экспансия совместной живописи навеяла мысли не радостные: вдруг Борис пошлет музыку на фиг и захочет стать модным художником? Посмотрев его картины, успокоился. Хотя баловство малевания "вождей мирового пролетариата" по-детски симпатично. Я бы какую-нибудь и дома повесил - пусть висит! Митьки и Дэвид Боуи Борис Гребенщиков как художник близок митькам, так что в этом вопросе
он радикально расходится с Дэвидом
Боуи, также устраивающим свои выставки. Правда, Дэвид
Боуи как антимитек тяготеет не к ласковой и душевной живописи, а
к коллажам. Что особенно заметно в его видеоклипах. Гребенщиков же признался,
что настолько "ничего не понимает в видео", что клип "Московская
Октябрьская" получился "чудовищный", а по поводу какого-то
приза, где-то врученного сему произведению сказал: "Дурной вкус
тех, кто присуждал". Нельзя не признать мудрость БГ. Письмо из Москвы Приведу отрывок из письма Нади Беркенгейм про московский концерт на крохотной сцене полуподвального зальчика в галерее "Рама-Арт": "...После вступительной фразы о том, что "песни к картинам никакого отношения не имеют" - сорок минут поражающих своей безысходностью песен. Некоторые из текстов настолько не традиционны для Бориса, что даже привыкшая к неожиданностям публика впала в состояние всеобщего оцепенения... К окончанию концерта на сцену смотреть стало больно. Всегда обаятельный, непроницаемый, выдержанный, слегка ироничный БГ выглядел человеком, безмерно уставшим от жизни - "может, слишком много брал да груза не снесть..." Насторожило и появление в словах совсем не свойственных для Бориса символов, причиняющих как душевную, так и физическую боль. Что это - мазохизм, самоуничтожение или единственный правильный метод работы в данной реальности?!..." Крестьянский "Сержант Пеппер" "Мне нож по сердцу там, где хорошо, Памяти Майка На концерте памяти Майка в ностальгическом зале на Рубинштейна вернувшийся с гастролей БГ спел "Пригородный Блюз" так, что я уже не помню, кто и что пел после него.
Новый скрипач "Но не купишь судьбы в магазине" 18 мая, БКЗ "Октябрьский". Ожидание БГ: Реальный показ новой программы с реальным звуком. Название
-" Центр Циклона" - чисто ориентировочное, чтобы люди могли
понять, что мы будем играть не "Отход На Север", а что-то
другое. Аншлаг Опоздав на 15 минут, я был неприятно (приятно) удивлен тем, что концерт уже идет. Свободных мест не было. Молодые и старые ретрограды АКВАРИУМ, как мельник, должен жить в движении. И Борис всегда был велик именно в стремлении к новому. Сколько же музыкантов до сих пор поют своих "козлодоевых". Молодая волна поклонников АКВАРИУМА ждет не "Рок-н-ролл Мертв", как в былые годы, а хиты последних лет, но, как и старички, предпочитая песни знакомые песням новым. Борис же не желает жить в прошлом ("Living In The Past"- была такая пластинка" - отвечал он раньше на требование петь старые хиты, позднее ссылался на отсутствие памяти: "Склероз", ныне посетовал на тяжелую судьбу Ломоносова и Пушкина), потихоньку приучает к новой программе, и уже "Гарсон № 2" выглядит совсем родным. Группа АКВАРИУМ всегда классно играл акустику, и частенько не попадал в электричестве.
Харизматичность Бориса в акустике более домашняя, что ли, нет того расстояния,
которое отделяет его в электричестве. Песни Песни все хорошие. Что мы слышали раньше Отчетливо прослушивалась "Sweet Jane". Приятно старым любителям Лу Рида и VELVET UNDEGROUND После концерта В ближайшем к "Октябрьскому" ларьке продавали "Кавказ". Как изменилось время: к наличию поздним вечером сего благородного напитка мы отнеслись строго наплевательски, а на этикетке значилось - "Кавказ", крепкий напиток" Наконец-то эту гадость перестали называть портвейном! Новый альбом Слухи о грядущей поездке АКВАРИУМА в Англию записывать новый альбом
обрастали какими-то невероятными подробностями. То "совершенно
точно с ними будет играть" такой-то, то сякой-то, и уж и суммы
какие-то называют. Дело обычное. Но, услышав имя Джо Бойда, пришлось
насторожиться: вроде как реально, чтобы человек типа Бойда, любителя
той же музыки, что и БГ. Навигатор Наконец, он записан, найдено название. Конечно, "Центр Циклона"
для альбома звучит несколько претенциозно. "Навигатор" проще,
хотя пока и непонятнее. Десять дней записи в студии "Livingston"
оказались для музыкантов АКВАРИУМА десятью днями наслаждения от работы.
Писались традиционно: максимально возможным количеством инструментов
вместе прописывали основу во всех песнях, потом слоями накладывали струнные,
духовые... Понятное дело, что АКВАРИУМ был готов к записи альбома, репетируя
у себя на Пушкинской, записываясь и пробуя. Но, по словам Олега Сакмарова,
"сама атмосфера Лондона и студии "Livingston" внесла
серьезные коррективы". Возвращение 27 июня в печальной памяти (по прошлогоднему организационному бардаку) ДК Ленсовета АКВАРИУМ дал "традиционный летний концерт". Остряки сразу же обозвали его "традиционным прощальным". Полная засада по звуку и некоторая вялость исполнения свидетельствовали об усталости группы. Хотелось бы и более дружеских отношений АКВАРИУМА со зрителями, больше общения, ведь нынешняя программа позволяляет сократить расстояние. Честно говоря, у меня ностальгия не по старой группе, а по времени, когда мы все друзья, вместе слушающие музыку, а не "я - артист, ты - поклонник". Ведь не "Рок-н-ролл Мертв" поет... Планы Корр.: А что с обещанным "Greatest Hits"? И невероятно сложно передать его лирику, все его образы. Когда-то он спел: "В этой жизни я не ошибаюсь". Да что все его ошибки перед той, что стоит за плечом. Да и что это за ошибки, когда любая другая группа полжизни отдаст за любую такую ошибку. Когда-то он спел: "И Начальник заставы поймет меня, и Беспечный рыбак простит". АКВАРИУМ сохранил свой стиль полета. А это уже очень много. Владислав БАЧУРОВ
|
Б.Г. и группа АКВАРИУМ: Реклама:
|
![]() |
![]() |
|
|
Best viewed with IE/Opera 5 or higher
|